Принято считать, что с приходом осени недостаток солнечного света приводит к ухудшению настроения и общему упадку сил. Однако настоящая природа так называемой «сезонной депрессии» до сих пор не раскрыта. Некоторые ученые и вовсе отрицают ее существование. Вот, что говорят об этом явлении специалисты из разных сфер.
Позиция психиатров
Первым, кто связал смену времен года с эмоциональными расстройствами, был американский психиатр Норман Розенталь. В начале 80-х он переехал их Южной Африки в Нью-Йорк и после этого начал замечать у себя и жены беспричинную вялость и апатию в зимние месяцы. Тогда вместе с коллегами он описал «сезонное аффективное расстройство» (САР).

Однако нельзя сказать, что САР распространено повсеместно: сегодня оно считается специфической формой «большого депрессивного расстройства». Люди с таким диагнозом впадают и выходят из депрессии каждый год в одно и то же время. Причем расстройство может проявляться не только зимой, но и летом.
Позиция биологов
Предположительно за возникновение САР отвечают несколько биологических переменных, связанных с коротким световым днем: низкий уровень серотонина – вещества, которое отвечает за наше хорошее настроение, и высокий уровень мелатонина – вещества, которое вызывает сонливость. Кроме того сочетание этих двух факторов приводит к сбою биологических часов, которое часто наблюдается у людей с САР.

Возможно, САР вообще не существует
В 2016 году ученые из Обернского университета (США) поставили под сомнение само существование сезонной депрессии. Опросив 30 тысяч человек, они пришли к выводу, что число случаев и сила депрессии практически не отличаются зимой и летом. Исследователи заявили, что «идея сезонной депрессии глубоко укоренена в житейской психологии, но не подтверждается объективными данными», и что «если кто-то страдает от депрессии зимой, это еще не значит, что он страдает ей из-за зимы».