На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Snatch

251 подписчик

5 крутых фактов об операторе, который первым снимал Гагарина и ядерный взрыв

Махмуду Рафикову 94 года. Он был единственным кинооператором, который снимал Гагарина сразу после полета в космос. Он также снимал первые ядерные испытания и первую ядерную подлодку. При этом он учился на инженера, а мечтал снимать веселые музыкальные фильмы. Афиша Daily поговорила с ним, а мы пересказываем самые интересные факты из его удивительной жизни.

Как инженер стал кинооператором

Махмуд Рафиков уже 3 года отучился в МАИ, когда внезапно его позвали сняться в массовке одного фильма. Когда он оказался на съемочной площадке, сразу понял, что мечтает снимать кино. Махмуд бросил МАИ и пошел во ВГИК. Сначала его не взяли, но он не сдался и поступил со второго раза. Он мечтал делать музыкальные жизнерадостные фильмы, но в итоге снимал ядерные взрывы.

Как вчерашний студент попал на самые секретные объекты СССР

После окончания института нужно было 3 года отработать по распределению. Махмуда отправили на студию научно-популярных фильмов, ассистентом. Через полгода его вызвали в отдел кадров и сказали, что он подходит и будет снимать то, что ему скажут. Махмуд догадывался, что речь идет о секретных картинах и отказался. На что ему ответили: «Вот видишь карту Советского Союза? Видишь вон там Магадан, кажется очень далеко, а на самом деле он очень близко». Он все понял и согласился.

Как Рафиков познакомился с Королевым

В первую секретную экспедицию Махмуда Рафикова отправили на ракетный полигон Капустин Яр к Сергею Королеву. Там Махмуд снял полигон с самолета — остальные операторы не хотели это делать и послали его, потому что он учился в МАИ.

Королеву понравились кадры, которые снял Рафиков, так что он попросил указать его фамилию в титрах. Сам оператор этот засекреченный фильм увидел только через пятьдесят лет.

Фото: Гульназ Галимуллина, Афиша Daily

Как операторы подвергались радиации

После этого Рафикова отправили на ядерный полигон, он снимал, как подкатывают под самолет Ту-16 атомную бомбу.

«Я понимал, что если, не дай Бог, что произойдет, все равно ни от кого ничего не останется. Поэтому садился верхом, буквально катался на этой атомной бомбе, чтобы эффектно снять».

Потом он снял более 40 ядерных взрывов, каждый с расстояния 3-5 километров без какой-либо защиты. Только спустя несколько лет Рафикову и другим операторам стали давать приборы для измерения радиации. Но они доходили до максимальной отметки 10 и сбрасывали показания до нуля. В итоге по показателям излучению они не подвергались.

Позже Рафиков один как режиссер-оператор снимал испытания атомной подлодки. Однажды, когда он снимал панораму, он увидел, как мимо меня бегут люди и говорят: «Давай-давай, заканчивай». Он продолжил снимать. И вдруг наступила какая-то тишина и какой-то неприятный запах появился. Как потом выяснилось, произошла утечка радиации.

После этого Махмуд Рафиков попал в больницу и болел больше года.

Как Махмуд Рафиков снимал Юрия Гагарина сразу после приземления

В 1961 году он выздоровел и пришел на студию, туда звонил Королев и просил операторов.

Секретарь студии сказал, что планирует отправить Махмуда Рафикова. На что Королев сказал, нет, у нас был такой оператор — Маха, нужно его. А ему отвечают, что Мах — это и есть Махмуд Рафиков, так его все сокращенно называли. Королев не забыл молодого оператора, хотя они не общались 6 лет.

Королев сказал, что нужно снять первого космонавта длинными кусками, чтобы он его физическое и психическое состояние сам мог бы оценить по киноизображению, это должен был сделать Рафиков.

«Я снимал Юрия Алексеевича сразу после приземления, после того как привезли его в Энгельс, в помещении руководства авиационного дивизиона. Гагарин сначала был молчалив, сидел так, чуть-чуть призадумавшись. Но вдруг раздался телефонный звонок, сказали, что Брежнев хочет с ним поговорить. Я, естественно, вскочил и начал это снимать. Потом фотография моего кинокадра представляла все центральные газеты Советского Союза».

Рафиков и кадры из его съемок. Фото: Афиша Daily

Само приземление было снять невозможно, потому что место приземления знали лишь примерно. После съемок Гагарин и Рафиков вместе полетели в Куйбышев, где первого космонавта уже ждали другие фотографы и журналисты.

«У меня оказалась простенькая записная книжка, я протянул ему и говорю: «Юрий Алексеевич, пожалуйста, распишитесь». Он написал: оператору (конечно, он не знал, как меня зовут)».

Махмуд Рафиков с автографом Гагарина. Фото: Гульназ Галимуллина, Афиша Daily

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх