Мы тут нашли просто гениальный текст на «Горьком» про мотив Белки (да, именно так) в сказке Пушкина о царе Салтане. Помните, она там песенки поет и грызет орешки? Так вот, с этой белкой не все так просто.
Почему все докопались до белки?
В оригинальной сказке, которую Пушкину рассказывала няня Арина Родионовна, был говорящий кот, но Пушкин в итоге заменил его белочкой. Почему? Даже исследователи творчества Пушкина не понимают: ведь белок в русском фольклоре не было вообще. И это несмотря на то, что по лесам скачут сотни этих пушистых зверьков.
В русских сказках белок почти не было
А если были, то такие, что лучше про них детям не рассказывать, чтобы не довести до истерики. Вот, например, кусок из сказки «Федор-царевич, Иван-царевич и их оклеветанная мать» — она близка по сюжету «Сказке о царе Салтане».
…середи моря есть остров, на острову есть сосна, на этой сосне ходит белка, на вершиночку идет, песенки поет, на комелек идет, сказки сказыват и старины поет. У этой белки на хвосту байна [баня], под хвостом море, в байне вымоешься, в море выкупаешься; то утеха, то забава.
Космические размеры у этой белки, надо сказать. Не хотелось бы с ней в лесу столкнуться. С белкой из этого фильма — тоже.
Еще есть заговор от порчи, где упоминается белка
Кровожадные люди раньше использовали сердце белки как лекарство. Ну и заговор заодно придумали, а то белок на всех не хватит.
Есть море окиян, едет из окияна моря человек медян; и конь под ним медян, и лук медян, и стрелье медное; и тянет крепок лук и стреляет метко. На мху стоит сосна золотая, на сосне золотой белка золотая. И пострелит медной человек белку золотую и вынимает у ней сердце булатное…
Есть версия, что няня заговаривала маленького Пушкина от порчи. Вот он и запомнил белочку. Надеемся, сердце белки няня ему не скармливала.
У пушкинской белки есть скандинавский предок — белка Рататоск
Или в народе Грызозуб. У неё не то чтобы крутая жизнь: она бегает вверх-вниз по стволу мирового дерева и переносит бранные слова, которыми обзывают друг друга два других героя скандинавской мифологии — орел и дракон Нидхегг. Назвал один другого говном — белка тяжко вздохнула и побежала передавать.
У пушкинской белки все хорошо
Она поет песенки, грызет золотые орешки с изумрудными ядрами и ни в чем себе не отказывает. Вот так из поставщика органов для исцеления болезней и переносчицы бранных слов она превратилась в литературную элиту. Это успех.
У нас есть несколько своих версий относительно этой белочки.